В Российской Федерации средняя продолжительность жизни составляет 72,5 года, 25% граждан – пенсионеры. Такие показатели свидетельствую о демографическом старении населения, большей части которого в скором времени понадобиться долговременный уход. Увеличение количества пожилых людей в России и анализ предоставляемых видов помощи для стариков показал, что существующая система долговременного ухода за пожилыми и инвалидами требует кардинального изменения.
Особенность организации
Долгосрочный уход требуется чаще всего пожилым людям с тяжелыми хроническими заболеваниями и травмами, которые не позволяют им самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности. Срок такого вида помощи может составлять от нескольких недель или лет до момента смерти подопечного человека.
Долговременный уход призван поддержать старика или инвалида, обеспечив ему достойное качество жизни, не зависимо от диагноза, тяжести состояния и прогноза на будущее. Цель ухода состоит в восполнении основных повседневных физиологических и социальных потребностей в жилье, питании, гигиене, общении и досуге. Как правило, долгосрочный уход включает в себя и оказание медицинской помощи. Большинство людей, нуждающиеся в постоянном постороннем присмотре – лежачие больные и инвалиды.
Врачи отмечают, что долговременный уход за пожилыми людьми требует комплексного подхода и активной поддержки со стороны государства. С одной стороны, наличие государственных программ и субсидий позволяет обеспечить доступ к необходимым медицинским услугам и уходу, что значительно улучшает качество жизни пожилых граждан. Однако, с другой стороны, недостаток финансирования и ограниченные ресурсы могут привести к перегрузке медицинских учреждений и снижению качества предоставляемых услуг. Врачи также подчеркивают важность социальной интеграции пожилых людей, что помогает им сохранять активность и улучшает психоэмоциональное состояние. Таким образом, необходимо найти баланс между государственным финансированием и развитием частного сектора, чтобы обеспечить достойный уход за пожилыми людьми.
Способы предоставления
Действующая система долговременного ухода за пожилыми включает в себя несколько вариантов оказания медико-социальных услуг.
Временная помощь |
|
Постоянная помощь |
|
Социальные учреждения принимают постояльцев на временное и постоянное проживание. Долгосрочный уход предоставляется пациентам амбулаторно, стационарно и круглосуточно. Все государственные заведения финансируются федеральным бюджетом, коммерческие клиники и пансионаты оплачиваются из личных средств и неподконтрольны в своей деятельности государственным органам.
Справка. В стационарных организациях социального обслуживания на территории РФ проживает 250 тыс. человек. Чтобы получить право на получение такой услуги, необходимо обратиться с заявлением в муниципальное управление социальной защиты и подтвердить потребность в долговременной государственной опеке.
Преимущества
Система долговременного ухода за гражданами пожилого возраста в России дает возможность позаботиться об одиноких и больных стариках независимо от уровня дохода и семейного положения. Выбор вида социального заведения зависит от медицинских показателей, личных предпочтений, финансовых возможностей и имеющейся поддержки со стороны членов семьи. На 2018-2020 гг. объем финансирования, направленный на строительство и развитие деятельности социальных домов, составит 43,6 млрд. рублей, что позволит устранить очередь в подобные заведения.
Долгосрочный уход на дому – более гуманный способ, когда сохраняется состоявшийся уклад жизни в привычной и знакомой среде. Престарелым людям не нужно тратить физические и душевные силы на переезд, адаптацию к новым условиям, разрывать социальные связи. По данным ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) человек преклонного возраста, оторванный от привычной среды, в среднем живет на 7-10 лет меньше даже при условии помещения в комфортные и безопасные условия.
Долговременный уход за пожилыми людьми вызывает множество обсуждений в обществе. Многие отмечают важность государственной поддержки, которая может значительно облегчить бремя заботы о старшем поколении. Финансовая помощь, доступ к специализированным учреждениям и услуги на дому становятся важными аспектами, позволяющими семьям лучше справляться с этой задачей. Однако, несмотря на плюсы, существуют и минусы. Некоторые люди указывают на недостаток квалифицированного персонала и низкое качество услуг в государственных учреждениях. Кроме того, не все пожилые люди могут получить необходимую помощь из-за бюрократических препонов. В итоге, вопрос долговременного ухода остается актуальным, требуя комплексного подхода и улучшения существующих систем.
Недостатки
Любая система со времен требует корректировок в соответствии с новыми требованиями и потребностями общества. Система долговременного ухода за пожилыми людьми также показала свои слабые стороны, которые отражаются на качестве предоставляемых услуг. Причинами неэффективного функционирования стали следующие факторы:
- отсутствие единой системы управления и финансирования;
- подчинение разным ведомствам – министерству здравоохранения и министерству труда;
- различные требования по обслуживанию в учреждениях и по регионам;
- не соответствие квалификации специалистов выполняемым обязанностям;
- отсутствие профессиональных сиделок в штате;
- недостаточный уровень развития услуги «надомный уход».
Система долговременного ухода, наделенная такими недостатками, приводит к тому, что пожилой человек не получает комплексную помощь в стенах социального учреждения, где он проживает или лечится. В больнице нет должности сиделки, а в доме престарелых основные обязанности выполняют санитарки без медицинского образования.
Долговременный уход за гражданами пожилого возраста на дому – особо актуальная проблема. Большинство стариков предпочли бы остаться и получать патронажные услуги дома от социального работника или родственника, готового за ним ухаживать. Трудность заключается в том, что специалисты социальной службы не имеют права оказывать медицинскую помощь, а также не располагают свободным временем, чтобы уделить достаточно внимания одному пациенту.
Что касается членов семьи, которые решили сами оказывать долгосрочный уход недееспособному больному, то здесь возникает другая проблема. Государство готово добавить к пенсии подопечного 1200 руб. для оплаты услуг родственника, соседа или постороннего человека, взявшего на себя обязанности по уходу. Но такой человек не должен получать официальную зарплату, пенсию или пособие по безработице. Столь малой суммы недостаточно, чтобы нанять сиделку, в результате весь груз обязанностей ложится на плечи семьи, нередко кому-то из родственников приходиться оставлять работу.
Справка. Государственный бюджет России ежегодно теряет около 121 млрд. рублей из-за увольнения трудоспособных граждан, вынужденных совершать долговременный уход за пожилыми людьми на дому.
Поддержка государства
В 2017 году на государственном уровне был поднят вопрос о разработке новой системы в сфере оказания услуг социальными учреждениями. Программа долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами должна предусмотреть такие моменты:
- формирование единой системы комплексной и непрерывной медицинской и социальной помощи;
- создание единых межведомственных стандартов оказания помощи и профессиональных стандартов специалистов;
- применение единой гериатрической оценки качества и объема предоставляемых услуг;
- определение и координация источников финансирования (государственных и частных);
- увеличение количества дневных стационаров (по типу «детский сад для стариков»);
- финансовая и социальная помощь семьям, оказывающим долгосрочный уход на дому;
- осуществление подготовки и переподготовки соответствующих медицинских кадров по гериатрическому профилю;
- улучшение инфраструктуры, реконструкция и капитальный ремонт действующих интернатов и домов престарелых.
Комплекс мер по созданию системы долговременного ухода призван решить основные проблемы, которые возникают в процесс обслуживания пожилых людей и инвалидов. В первую очередь, это взаимоувязка услуг социального и медицинского характера.
Для успешного процесса восстановления после тяжелой болезни пациент должен получать не только медикаментозное лечение, но и квалифицированный долгосрочный уход. 80-90% реабилитационной работы выполняет младший медицинский персонал, поэтому развитие государственного патронажной службы является важной составляющей частью новой системы.
Программа долговременного ухода предусматривает создание и ведение единой базы данных о количестве пожилых маломобильных людей, которые нуждаются в помощи как в специализированных социальных учреждениях, так и на дому. При этом заявительный принцип получения услуг, недоступный для многих граждан по субъективным причинам, не должен оставить беспомощного человека один на один с проблемой.
Важно! Новая система долговременного ухода направлена на поддержку людей, которые реально выполняют обязанности по обслуживанию больных и пожилых пациентов. По расчетам экспертов выделение адресной помощи нуждающимся семьям обойдется государству в 7 раз дешевле, чем содержание старика в доме престарелых.
Концепция и задача долговременного ухода состоит в том, чтобы помочь старику или инвалиду сохранить достойное качество жизни. Пожилой человек имеет полное право сам решать, где ему и какой вид помощи он хочет получать. Эффективная работа социальных государственных и частных служб – это показатель развития общества, его заботы о душевном и физическом комфорте старшего поколения.
Видео
https://youtube.com/watch?v=Rb84RRCy2UQ
Вопрос-ответ
Что дает оформление по уходу за пожилым человеком?
Во время ухода за пенсионером человеку начисляют индивидуальные пенсионные коэффициенты, необходимые для расчета страховой пенсии. За полный год ухода начисляется 1, 8 пенсионного балла. В 2025 году стоимость одного пенсионного балла составляет 142, 76 рубля. Стоимость пенсионных баллов ежегодно индексируют.
Сколько платит государство за уход за пожилым человеком?
Выплата по уходу за нетрудоспособным гражданином составляет 1 200 рублей в месяц за одного пенсионера. Если ухаживать, например, за двоими, то выплата составит 2 400 рублей. В регионах могут быть установлены дополнительные надбавки.
Как идет стаж по уходу за престарелыми?
Если гражданин осуществляет уход за инвалидом I группы, инвалидом с детства I группы, ребенком-инвалидом, престарелым гражданином, достигшим возраста 80 лет, эти периоды ухода засчитываются ему в стаж. В размере его пенсии за эти периоды учитываются пенсионные баллы – 1, 8 балла за каждый полный год такого ухода.
Сколько платят за родственный уход?
Размер ежемесячной выплаты составляет: родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) – 10000 рублей, другим лицам – 1200 рублей.
Советы
СОВЕТ №1
Изучите доступные программы государственной поддержки для пожилых людей. Многие страны предлагают финансовую помощь, субсидии на уход или услуги, которые могут значительно облегчить бремя заботы о пожилых родственниках.
СОВЕТ №2
Оцените плюсы и минусы различных форм ухода. Рассмотрите варианты, такие как домашний уход, специализированные учреждения или помощь со стороны социальных служб, чтобы выбрать наиболее подходящий вариант для вашего близкого человека.
СОВЕТ №3
Обсуждайте с пожилыми родственниками их предпочтения и желания. Это поможет не только лучше понять их потребности, но и создать более комфортные условия для жизни, учитывая их мнение и желания.
СОВЕТ №4
Не забывайте о собственном благополучии. Уход за пожилыми людьми может быть эмоционально и физически истощающим, поэтому важно находить время для отдыха и поддержки собственных нужд, чтобы избежать выгорания.